Геннадий Пронин
Трижды обновлённый
(Второе рождение Музея Константина Васильева в Казани)
2 - 6<>
26 июня 2013 года в самом центре города Казани на улице Баумана 29, на углу с Астрономической открылся трижды обновлённый Музей Константина Васильева, нашего знаменитого художника, воспитанника Московской художественной школы при Институте имени Сурикова Академии художеств СССР и Казанского художественного училища выпуска 1961 года. Почему музей трижды обновлённый?
Во-первых, в казанском музее теперь собрано почти 90% от всего, что создано Константином Васильевым за 34 года его земной жизни. Здесь соединились казанская часть коллекции картин и графики с московской частью коллекции, принадлежащей сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.
Во-вторых, бывшая Картинная галерея К. Васильева стала Музеем К. Васильева, ибо из обычного выставочного зала образовалась многофункциональная организация с большими запасами картин, рисунков и архивных материалов художника. Соответственно появились помещения фондохранилища и архива. Кроме того, появилась мемориальная комната, где воспроизведена остановка, в которой жил и творил К. Васильев, с его мольбертом, палитрой, красками и кистями, которыми он писал свои картины. Наконец, в новом музее узаконивается научно-исследовательская деятельность, поскольку сотрудниками написаны и изданы четыре книги: две с воспоминаниями, и две с анализом творчества художника, готовятся к изданию ещё две книги, а также готовится третья всероссийская научная конференция на территории нашего музея.
В-третьих, здание музея оснащено новейшим оборудованием: кондиционирование воздуха, система пожаротушения, охранная сигнализация и видеонаблюдение, компьютеры, новая мебель и др.
***
5 - 5<>
Самое главное, что картины К. Васильева теперь надёжно устроены. Хотя галерея существует в Казани уже 17 лет (с 1996 года), но это радовало нас, друзей художника и сотрудников, только первое время. Потом мы стали понимать, что из здания галереи нас могут выселить в любое время, так как здание принадлежит какому-то акционерному обществу. И в 2011 году такое время наступило. Нас попросили освободить помещение.
Но мы не поддались отчаянию. Мы твёрдо знали, что народ любит К. Васильева, что наше дело правое и мы должны победить.
Тогда мы решили обойти самых известных деятелей культуры Татарстана и заручиться их поддержкой. К нашей радости творческие лидеры Казани нас не просто поддержали, но и добавили к нашим аргументам ещё и свои в пользу сохранения творческого наследия К. Васильева в Казани. Так Председатель Правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев сказал, что когда в Германии или другой европейской стране у него узнают, что он приехал из Казани, его спрашивают: «Казань, это где жил и творил художник Константин Васильев?». А Председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева «брендом» города Казани, таким же, как имена Шаляпина и Нуриева. Также активно поддержали нас в Союзе писателей РТ и в Союзе архитекторов РТ, в Обществе русской культуры, обществах белорусской, украинской, славянской культуры, в Клубе молодых инвалидов и т.д.
Когда мнение народа и авторитетных людей Татарстана дошло до руководства города и республики, к нам в картинную галерею приехал мэр Казани Ильсур Метшин, внимательно огляделся и, убедившись в том, что нам есть что спасать, принял решение подобрать музею К. Васильева подходящее помещение. Оно нашлось не сразу, потому что мы просили центр города, сами не очень-то веря в такую возможность. Но к нашей радости, после пересмотра нескольких вариантов, нам предложили самый что ни на есть центр Казани, пешеходную улицу Баумана и в самой её середине, на пересечении с ул. Астрономической, напротив знаменитого Дома чая на Баумана, а с другого бока, напротив Дома татарской кулинарии.
Реконструкция здания была долгой, почти два года, но основательной. Снаружи остался дореволюционный дом Петцольда конца 19 века, а изнутри – современно оборудованный, с укреплёнными стенами и межэтажными перекрытиями, со всеми удобствами двухэтажный музей, возвышающийся над торговым центром «Нур-маркет».
***
Имя Константина Васильева никак не сочетается с торговлей. Ни с Нур-маркетом, ни с каким-либо другим маркетом. И даже вывеску музея трудно заметить на фоне огромных букв торговых фирм. Но что поделать… Ищите, и найдёте!
В мемориальной части Музея Константина Васильева под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам:
«Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся» и подпись: «Васильев».
Вот истинный патриотизм. Константин Васильев не ставит вопрос о национальности, вероисповедании и т.п. Он говорит о долге перед Отечеством, какое бы оно в нашей истории не было: традиционное, языческое, христианское, социалистическое. Но только оно не должно быть государством торговцев, которых ещё Христос изгонял из храма.
***
На открытии Музея Константина Васильева в Казани 26 июня 2013 года в своём выступлении я пытался объяснить всем и самому себе причину всенародной любви к нашему художнику. Конечно, каждый видит в его картинах своё. Здесь и мифология, и сказочная природа, и сильные характеры людей… Но есть и что-то загадочно общее для всех, воспринимаемое на интуитивном уровне.
И я сказал тогда, что на картинах К. Васильева выражена как раз та русская идея, которую все ищут, но не могут сформулировать.
Если американцы хотят быть богатыми и свободными, то русская идея – жить по правде и по воле. Разница принципиальная. И хотя жить по правде у нас не очень получается, но это всё равно наш отличительный идеал, идеал всех народов России, выработанный веками совместной жизни. Да, на практике это трудно достижимо, это требует смелости, подвига и даже жертвенности. Это требует ума. Вот именно об этом безумстве храбрых и поёт песню Константин Васильев на своих полотнах.
Свобода – это возможность. Но как её использовать? Для обогащения?
К. Васильев стоит за волю, которая обязывает. Обязывает познать мир и себя и реализовать своё предназначение в гармонии с миром. И об этом тоже картины художника. Жить по правде и по воле.